О супервизии

О супервизии часть 2

Мой опыт изучения супервизии.

В процессе изучения работы супервизора я ставила перед собой следующие вопросы:

Что такое вообще супервизия?

Для меня супервизия это процесс поддержки и развития профессиональной позиции терапевта, расширение спектра его навыков и методов работы, усиление чувствительности и эффективности в терапии, понимание ограничений и слабых мест терапевта и т.д. Некоторый процесс, который позволяет терапевту расти и развиваться. Как тогда можно понять, что я расту и развиваюсь? Для меня ответ таков – я начинаю больше осознавать себя как терапевта в каждый момент времени контакта с клиентом, я хорошо знаю свои сильные и слабые стороны и продвигаюсь в своем спектре возможностей, я получаю больше удовольствия и удовлетворения от своей работы, а также обратную связь по своей эффективности я получаю от своих клиентов, замечаю прогресс и мотивацию на дальнейшую работу.

И тогда какие же функции выполняет для меня супервизия:

Обучающая задача – когда супервизор может помочь терапевту выработать стратегии работы с клиентом, обсудить наиболее эффективные интервенции, подсказать теоретические основы и где их можно изучить подробнее, поделиться личным терапевтическим опытом.

Терапевтическая задача – процесс супервизии проявляет особенности отношений терапевт-клиент, какие процессы происходят между клиентом и терапевтом и остаются непроявленными для обеих сторон, в какие переживания терапевт может попадать в контакте с определенным типом клиентов или определенными видами запросов, что терапевту следует проработать на личной терапии.

Стилистическая задача – выработка индивидуального стиля работы, определение своих сильных и слабых сторон, проявление своей личности в рамках терапии, как личностные особенности терапевта могут пригодиться в профессиональном росте.

Поддерживающая задача – человеческое участие и поддержка терапевта в его профессиональном росте, поиск ресурсов для продолжения работы в случае неудач и сомнений, получение ощущения причастности к группе профессионалов и формирование профессиональной идентичности.

Задача менеджментская – помощь в выстраивании эффективной частной практики, расписания, определения стоимости, способов нахождения клиентов, определение оптимальной нагрузки, предотвращение выгорания.

Также путем получения разного опыта супервизии я увидела, что фокусы внимания супервизора могут быть сосредоточены на различных процессах:

1) На клиенте, когда внимание супервизора направлено на рассказ терапевта о клиенте, здесь важно понять как можно яснее про клиента, его особенности, его запрос и т.д.
2) На действиях терапевта по отношению к клиенту, какую стратегию он выбирал, какие интервенции делал, какие ставил задачи и какой результат получился.
3) На процессе между терапевтом и клиентом, что происходит в их отношениях, какой процесс разворачивается, на какой стадии цикла контакта они находятся, какие прерывания происходят
4) В каком состоянии находится терапевт, когда рассказывает о клиенте, какие чувства у него вызывает клиент и рассказ о нем, часто происходит так, что терапевт «приносит в себе» клиента и по поведению терапевта в сессии можно многое понять про клиента тоже.
5) Что делает терапевт в отношениях с супервизором, какие процессы складываются между ними, этот процесс также часто моделирует отношения клиент-терапевт, отношения также часто приносятся в супервизорскую сессию
6) Состояние и чувства самого супервизора, его реакции на рассказ терапевта о клиенте, чувства к клиенту и терапевту.

Позднее шестифокусная модель супервизии Уильямса для меня оказалась хорошим подтверждением увиденного мной в моей практике и подтвердила мои наблюдения в роли супервизируемого терапевта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *