О психотерапии и психологах

Принцип удовольствия и принцип реальности – основа психической деятельности.

В данной работе Фрейд разворачивает свои идеи о том, как именно взаимодействует психический аппарат с реальностью, что происходит в психической жизни человека, когда его внутренние потребности сталкиваются с ограничениями реальности.

В начале работы Фрейд разворачивает суть невроза — дистанцирование от реальности, поскольку она переживается как невыносимая, вся или какие-то ее аспекты. Также Фрейд исследует влияние реального мира на развитие психики. В начале этого развития работают только бессознательные процессы, в которых восприятие реальности отсутствует.

Похоже, весь процесс психического развития – это результат встречи принципа удовольствия, исходящего из глубин живого существа, и толкающего его на поиски, и принципа реальности. Когда человек сталкивается с препятствиями, в попытках получить удовлетворение своих влечений, он вынужден или менять эту реальность, или развивать свою психику и адаптироваться, если изменить реальность не представляется возможным.

Фрейд рассматривает взаимодействие индивида с реальностью в контексте его развития, при этом в основе лежат бессознательные процессы, которые подчинены принципу удовольствия — то есть целью этих влечений было получение удовольствия. То, что приносит неудовольствие – вызывает желание отдалиться, избежать неудовольствия.

Также в работе развернута идея, что состояние покоя, отсутствия неудовольствия (возбуждения) – состояние, к которому стремится психика, но если мы говорим о живом существе, оно не бывает в состоянии психического покоя длительное время, поскольку живое существо наделено потребностями, исходящими изнутри организма, от удовлетворения которых зависит выживание.  Фрейд говорит о том, что внутренние потребности являются толчком к развитию — состояние неудовольствия вызванное «властными требованиями внутренних потребностей» являющееся фрустрирующим, сподвигает организм к развитию, к поиску способов вернуть себе состояние покоя. Сначала появляется такой функционал, как галлюцинаторное удовлетворение, которое работает как квази-удовлетворение в течение некоторого времени. Галлюцинаторное удовлетворение появляется только в результате длительного опыта реального хорошего удовлетворения, когда, к примеру, цикл «голод-насыщение» повторяется многократно, при этом младенцу не приходится слишком долго ожидать мать.  Младенец изменяет как свою внутреннюю реальность – голод отступает, на смену ему приходит удовольствие от насыщения, так и внешнюю реальность, когда использует подручные инструменты для того, чтобы мать пришла на помощь и устранила состояние неудовольствия.  

В первом положении Фрейд говорит о том, что психический аппарат изменяется и адаптируется к внешней реальности. Эту мысль мы встречаем в его более поздней работе «Влечения и их судьбы» :  «…именно они, влечения, а не внешние раздражители,- настоящий двигатель прогресса, выведший бесконечно дееспособную нервную систему на современный уровень развития». Речь идет о развитии психического аппарата, об усложнении его функций.

В дальнейшем Фрейд говорит о том, как повысилось значение органов чувств, которые обращены к внешнему миру и связаны с сознанием, ведь именно они выполняют работу по поиску вариантов удовлетворения потребностей. Еще Фрейд выделяет внимание, как особую функцию, которая необходима для того, чтоб вовремя заметить в окружающем мире нечто, что может оказаться полезным или необходимым для удовлетворения возникшей потребности, снижения напряжения и достижения удовольствия. Более того, это активная деятельность, автор говорит о том, что она «идет навстречу чувственным впечатлениям», то есть толкает на поиск.

Если существует система поиска впечатлений, то должна быть и система хранения полученного опыта. Эту функцию выполняет память. На память опирается такая функция, как вынесение суждения. Фрейд противопоставил его вытеснению — когда представления, способные вызвать непереносимое неудовольствие исключаются из сознания. Каким образом это происходит: из восприятий формируются представления, которые сберегаются в системе хранения и, появляясь на поверхности сознания, они подвергаются оценке суждением — проверка реальности, а затем принимается решение как действовать.   

 Здесь идет речь о формировании так называемых мнестических следов, в виде которых сохраняется вся информация о том опыте, который проживает индивид в течение жизни. При этом что-то может оказаться полезным, что-то нет, но впечатления от опыта так или иначе будут сохранены в памяти.          

 Постепеннно данный механизм трансформируется в сложную систему работы памяти, мышления, символизации, которая заменяет процесс вытеснения, являющийся базовым в начале нашей жизни.

Моторный отвод, который превратился в действие и мог бы привести к неудовольствию, вызвал необходимость в задержке, которую обеспечил процесс мышления, иными словами между импульсом и действием появилась мысль.

Мышление  помогает переносить возбуждение, задерживая моторный отвод путем пробных действий. Фрейд пишет: «Мышление было наделено качествами, которые позволяли душевному аппарату переносить повышенное возбуждение при отсрочке отвода. По существу, это — пробное действие со смещением небольших количеств катексиса при незначительном их расходовании (отводе)». Этот кусочек оказался довольно непростым для понимания. Что здесь имеется ввиду? Будет ли верным предположение, что речь идет о размышлениях перед тем, как предпринять какое-либо действие? Задумавшись о том, что будет если предпринять такое-то действие, или представить разные варианты действий это — именно то, что позволяет отсрочить отвод возбуждения во внешний мир путем моторного акта, это есть пробное действие в уме, которое если оно продумано, то оно как будто уже немного и свершилось. 

  «Для этого понадобился перевод свободно перемещаемых катексисов в связанные, и он был достигнут благодаря повышению уровня всего процесса катексиса. Первоначально мышление, по всей видимости, было бессознательным, поскольку оно поднялось над простым представлением и обратилось к отношениям между впечатлениями от объектов, и получило другие качества, воспринимаемые сознанием, только в результате соединения с остатками слов». Здесь  Фрейд поясняет, что работу по задержке моторного отвода  может произвести только мышление более высокого уровня нежели бессознательное, где энергия находится в несвязанном состоянии. Возникает необходимость подниматься выше, на  уровень предсознательного, где мышление может опираться на представления, на имеющийся в памяти опыт и связывается с более сложными конструкциями психического.

 Далее следует тезис о том, что психический аппарат стремится к экономии энергии, выбирая более доступное удовлетворение, нежели чем поиск во внешнем мире. Способы удовлетворения, находящиеся внутри, более доступны для психики, при этом не нужно тратить энергию, проверяя реальность и вероятность получения удовлетворения в ней. Таким образом появляется важнейший функционал нашей психики и мышления – фантазирование, которое играет одну из ведущих ролей в развитии психики ребенка и в расширении спектра способов переработки психической энергии.  Фантазируя о желаемом, мы как будто реализуем желание, без риска оказаться в неудовольствии, поскольку в фантазии можно позволить себе все и нет необходимости сверяться с условиями реального мира, все происходит внутри. Фантазии в дальнейшем развитии переходят в игру, с помощью которой ребенок может справляться с уже более сильным неудовольствием, чем ранее.

 Дальше мы видим, что развитие психики, которое начинается по причине препятствий реальности к удовлетворению влечений, касается только влечений к самосохранению. Фрейд пишет, что сексуальные влечения не подлежат проверке реальностью, поскольку они нацелены на получение удовольствия через собственное тело, являются на догенитальных стадиях развития – аутоэротическими, а значит – для удовлетворения не будет препятствий со стороны реальности.

В четвертом положении мы можем заметить, что даже когда принцип удовольствия сменяется принципом реальности – стремление к удовлетворению, как базовый жизненный принцип, никуда не исчезает. Но формируются новые навыки – способность ожидать удовлетворения, если оно невозможно прямо сейчас, или избранный способ сулит большие негативные последствия, чем ценность удовлетворения.  Это является одной из базовых функций психики в ходе адаптации к среде – способность ожидать удовлетворения и избирать разные способы для его достижения. При этом мы понимаем, что развитие психики происходит приоритетно именно в момент фрустрации – когда удовлетворение многократно было раньше, а теперь происходит с все более длительной задержкой. Психика младенца растет, когда мать приходила и удовлетворяла его раньше, прямо сейчас ее нет рядом, но он знает, что мать должна появиться снова.  

 В пятом положении эта идея находит свое развитие в том, насколько важны границы и разумная доля фрустрации в воспитании ребенка. Необходимо учитывать рост психики и создавать возможность для выдерживания все большей отсрочки удовлетворения соразмерно возрасту.

Чрезвычайный интерес вызывает дальнейшее рассуждение Фрейда о связи рассмотренных выше принципов удовольствия и реальности с искусством. Искусство представляется нам как уникальный для человека способ перерабатывать психическое напряжение с помощью фантазирования и образов, искусство позволяет присоединиться к этому процессу и другим людям. Очень хорошо отражена психическая функция искусства в фразе о том, что искусство позволяет сделать окружающий мир более психически переносимым.

Когда мы размышляем о природе неврозов, несомненную ценность представляет идея Фрейда о том, что содержание невроза часто связывается с той стадией психосексуального развития, на которой возникла задержка, или иначе говоря – фиксация. Далее эта идея найдет свое развитие в других работах и наблюдениях, и окажет больше влияние на другие подходы в психотерапии, поскольку именно здесь мы понимаем несомненную важность учета периодизации развития в анализе клинических нарушений психики и появления как неврозов, так и более тяжелых отклонений.

 Также мы понимаем, что бессознательные процессы зачастую бывают не связаны с реальностью в своем непосредственном содержании, а именно –   внутренняя реальность в бессознательном приравнивается к настоящей деятельности, желание — к событию. И когда мы исследуем содержание бессознательного, часто бывает сложно отличить реальные воспоминания от вымышленных образов, которыми психика связала произошедший на самом деле опыт. Такие примеры особенно часто можно встретить в психотическом спектре заболеваний, когда имеют место быть ложные воспоминания, подмены людей или событий.

Подводя итоги, следует отметить, что ценность очерка заключается в том, что он выступил основой для будущих трудов Фрейда и его последователей, вызвал негодование со стороны противников психоанализа, а следовательно помог в развитии их теорий. Так же в нем были схематично раскрыты некоторые фундаментальные положения психоанализа и предпринята попытка определить причину невроза, что несомненно послужило развитию психоанализа как науки о неврозах. Следует так же отметить, что труды Фрейда оказали значительное воздействие на психологическую науку и стали одной из ведущих идейных, теоретических и методологических основ западной психологии классического периода. Положения о принципах удовольствия и реальности интересуют современных психологов и сторонников психоанализа до сих пор. Они пользуются приведенными выше положениями как в рамках теоретических исследований, так и на практике. Например, они нашли отражение в понимании природы аддиктивного поведения. Ведь уход от реальности с помощью наркотических веществ или компьютерных игр чем-то напоминает невротическое состояние и говорит о преобладании принципа удовольствия над принципом реальности.

Труды З. Фрейда вообще и рассматриваемый в данной работе очерк в частности меняют представление человека о самом себе. Позволяет взглянуть на многие привычные вещи (желания, порывы, поведение, сексуальное влечение, воспитание детей) под другим углом и дать объяснение работе психического аппарата человека в фило- и онтогенезе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *