О психотерапии и психологах

Бессознательное в психоанализе (по Фрейду)

В работе  Фрейда «Бессознательное» разрабатывается первая топическая модель психического аппарата. Эта модель представлена следующими элементами, выделяемыми Фрейдом в рамках индивидуальной психики: Бессознательное, Сознательное и Предсознательное.

             Работа начинается с акцента на том, что содержимое бессознательного – это вытесненный психический материал. «Сущность вытеснения состоит в удалении некого содержания из сознания», то есть  совершается активное неосознаваемое действие, обеспечивающие вымещение из сознания в бессознательное какого-либо содержания и/или недопущение неосознаваемого влечения до осознания.

Вытеснение  возникает в тех случаях, когда удовлетворение влечения, само по себе способное приносить удовольствие, может оказаться неприятным при учете других требований.  Фрейд предполагает наличие особых условий, какого-то процесса, в результате которого удовольствие, получаемое от удовлетворения влечения, превращается в неудовольствие.  В таком случае условием вытеснения становится то, что мотив неудовольствия приобретает большую силу, чем удовольствие от удовлетворения.

Если вытесненный материал продолжает так или иначе существовать – для этого в психике должно существовать некое место для этого материала, это место и есть бессознательное. Даже если материал был вытеснен и помещен в бессознательное, он так или иначе продолжает оказывать свое влияние на психические процессы. Вытесненное всегда стремится попасть в сознание, что проявляется в виде отрицания, симптома, ошибочных действий, сновидений и, одновременно, стремится вытеснить все, что хоть отдаленно, но напоминает о вытесненном представлении. Эти процессы происходят в бессознательном. Но, вместе с этим, вытеснение – это не есть всё бессознательное. Вытесненное – это пример бессознательного. Понятие бессознательного шире.


               Доказывая существование бессознательного, Фрейд приводит ряд весомых аргументов, направленных как на выявление так называемых пробелов сознательного, так и апеллирует к психологическим практикам и житейскому опыту читателя. При этом он приводит следующие доказательства

  1. Наличие множества пробелов в системе сознания;
  2. Неспособность сознания удержать в определенный момент весь объем знаний/поступающей информации, поэтому основная часть знания находится в психической бессознательности;
  3. Такие практики как гипноз и психоанализ доказали существование бессознательного;
  4. Житейский опыт показывает, что психические акты легко замечаются у других людей, но не замечаются у себя самого;
  5. Часть скрытых психических процессов (латентных процессов) обладает несколько невероятными признаками, прямо противоречащими свойствам сознания.

            С помощь сформулированных выше постулатов автор доказывает читателю существование психических актов, лишенных сознательности, т.е. бессознательных актов. Позволим себе отметить, что эти аргументы не оставляют читателю ничего иного, кроме как согласиться с позицией автора. При этом в других его произведениях также можно почерпнуть дополнительные аргументы в пользу существования бессознательного, как то картины сновидений, выбор, осуществляемый человеком и способы принятия решений и т.п.


             Отдельные латентные процессы могут находиться вне всякой зависимости друг от друга. И часть этих процессов кажутся нам невероятными, противоречащими свойствам сознания. Именно поэтому, мы не можем отнести данные процессы к сознанию и, опять же, допускаем существование психических актов, лишенных сознательности. Осознавание психических процессов сознанием есть ни что иное, как познание своего внутреннего мира.


                 Фрейд говорит о многозначности бессознательного, а именно, выделяет две системы бессознательного: предсознательное и бессознательное. Предсознательное – это та инстанция, представления которой могут быть осознанными. Представления, находящиеся в предсознательном отличаются от представлений сознания только лишь те, что являются временно вытесненными, латентными (не используемые в данный момент), во всем остальном они идентичны представлениям сознания. В бессознательном содержится вытесненные представления, которые не могут легко осознаться. Эти представления будут отличаться по своим характеристикам от представлений сознания.


                  Получить доступ к содержанию бессознательного можно только если перевести содержание этой несвязанной энергии, связав ее с помощью образов и слов, то есть переведя этот материал в сознательное. Содержимое бессознательного в процессе психоанализа может стать сознательным. В целом, Фрейд попытался по-своему ответить на каверзный вопрос о возмож­ностях осознания бессознательного. Для него сознательные, предсознательные и бес­сознательные представления не являлись «записями» одного и того же содержа­ния в различных психических системах. Первые включали в себя предметные представления, оформленные соответствующим словесным образом. Вторые — возможность вступления в связь предметных представлений со словесными. Третьи — материал, остающийся неизвестным, то есть непознанным, и состоящий из одних предметных представлений. Исходя из этого процесс познания бессо­знательного в психоанализе переносится из сферы сознания в область предсознательного.

             Фактически речь идет о переводе вытесненного бессознательного не в сознание, а в предсознательное. Осуществление этого перевода происходит при помощи спе­циально разработанных психоаналитических приемов, когда сознание человека как бы остается на своем месте, бессознательное не поднимается непосредственно на ступень сознательного, а наиболее активной становится система предсознательного, в рамках которой появляется реальная возможность превращения вытеснен­ного бессознательного в предсознательное.


             Изначально всякий психический акт бессознателен и принадлежит системе бессознательного, если цензура его не пропускает в систему сознания, то он переходит в разряд «вытесненный» и продолжает оставаться в бессознательном. Если же цензура пропускает, то он проходит в систему сознательного, но он еще не сознателен. Он как раз попадает в предсознательное и при определенных условиях он становится объектом сознания. Таким образом, стоит сделать вывод, что предсознательное – часть системы сознательного. Место каждой инстанции в психическом пространстве, отношения между данными инстанциями получило название топического подхода. Так как психика не имеет своей локализации в физическом теле, определение предсознательного к одной из двух систем условно, необходимо лишь для лучшего понимания перемещения представлений из сознательного в бессознательное и наоборот.
В бессознательном психики содержатся только представления, именно они вытесняются по какой-то причине (травмирующее воспоминание, запретное влечение), аффект же не может быть бессознательным.

            Представление вызывает аффект, далее аффект и представление расходятся: представление может уйти в бессознательное. Аффект появляется, присоединяясь к другому представлению.

            С точки зрения экономического подхода вытеснение происходит в том случае, когда представление лишено предсознательной активности (аффективной, либидиозной энергии), оставаясь без заряда или получая заряд из бессознательного. Система предсознательного защищается от натиска бессознательного представления, создает первичное вытеснение и поддерживает его длительность. Чтобы обеспечить непрерывное противодействие, энергия отнимается у вытесненного представления. Именно поэтому вытесненное представление не может возобновить попытки проникнуть в сознание, благодаря своей активности.

         Ядро бессознательного состоит из желаний, которые не связаны друг с другом, но и не противоречат друг другу, существуют вне всякого влияния друг на друга.
Из работы Фрейда можно выделить следующие свойства бессознательного:

— Противоречивость

В сознательном мы можем наблюдать некую логику, структуру и правила, наличие противоречий. В бессознательном противоречий не существует, там «все разрешено» и при этом ничто ни с чем не связано.

— Активность психологического процесса

В сознательном мы наблюдаем регулируемую, вторичную силу психических процессов, которые уже «отфильтрованы». В бессознательном сила психических процессов – первична, обладает высокой спонтанностью и интенсивностью, хаотична по своей сути.

— Отношение ко времени

В сознательном время существует и осознается, строятся планы, время является одним из базовых регуляторов. В бессознательном времени не существует.

— Реальность

Для сознательного восприятие и анализ внешней реальности является важным принципом функционирования. Сигналы извне являются значительными ориентирами. В бессознательном преобладает работа внутренней психической реальности, которая может быть никак не связана с внешней.

— Доступ к содержимому

Индивид имеет прямой доступ к содержимому сознания в каждом моменте времени, при этом доступ к бессознательному материалу возможен только опосредованно, через вторичные процессы – оговорки, фантазии, сновидения.

         Многие до сих сомневаются в существовании той части психики, которая в глубинной психологии называется бессознательной. Однако, неосознаваемые умом психические процессы, играющие важную роль в поведении человека, были не раз подтверждены исследователями разных научных дисциплин.

В психофизиологии, например, понятие бессознательного включает в себя все психические явлениях вне сферы сознания, которые обеспечивает такая активность нервной системы, при которой большая часть поступающей информации не доходит до коры БП, а обрабатывается и переключается на более низких уровнях ЦНС.
Одной из форм бессознательного является, например, автоматизированное поведение, также бессознательными являются сигналы, непрерывно поступающие в ГМ из организма, его внутренних органов, мышц, суставов. Кроме того, последние исследования показывают, что речевая деятельность строится во многом на бессознательных процессах: например, при разговоре необходимые слова извлекаются из памяти автоматически, неосознанно, также сознание не участвует в грамматическом построении речи.
Ещё одна форма бессознательного – когнитивная установка, формирование и реализация влияния которой происходит на неосознаваемом уровне.
Ещё пример – это творческие озарения, так наз. инсайты или “ага”-реакции, которые тоже являются продуктом неосознаваемой синтетической деятельности.


                Говоря о продуктах бессознательного, Фрейд использовал слово отпрыски, возможно, показывая нам то, что продукты бессознательного – это результат действия, функционирования двух инстанций психики. Сначала представление вытесняется в бессознательное, потом, стремясь вернуться назад, проявляется в искаженном виде, нуждается в переводе. Это и есть продукты бессознательного, о которых уже не раз в эссе упоминалось: фантазии, случайные мысли, ассоциации, оговорки, ошибочные действия, сновидения.

              Бессознательное и психоз. В речи шизофреника наблюдается дезорганизация построения фраз, из-за чего содержание становится непонятным, воспринимается окружающими как нелепое. В речи часто проявлено отношение к телу, отдельным органам. З.Фрейд называет шизофреническую речь языком органов. У шизофреника нет метафорического понимания, воспринимаются слова буквально. Речь шизофреника можно сравнить со сновидением: присутствует бессвязность, нелогичность, сгущение.

                При шизофрении слова не имеют перевода от словесного перевода к предметному; от слова идет движение к другому слову. Одно слово может заменить целую цепь мыслей. Нет перевода из бессознательной системы в сознательную. Нет очевидной разницы между сознательным и бессознательным, бессознательный материал как бы напрямую проступает в речь.  Представления находятся в движении, сознательное и бессознательное обмениваются ими. Бессознательные представления являются образными, сознательные – словесно-предметные, то есть слово и предмет связаны между собой. При психозе эта связь восстанавливается посредством бреда.

Сопоставляя выводы автора с теми сгущениями, активными наложениями, которые происходят во время просмотра сна, психическое состояние людей, страдающих шизофренией, становится более понятным. Логичным также выглядит вывод автора о том, что при шизофрении исчезает привязанность к объектам, но привязанность к словесным представлениям объектов сохраняется. Поскольку человек находится вне времени, вне ситуации и вне пространства, то теряется и привязанность к объективному миру.

Таким образом, первая топическая модель у Фрейда представлена тремя уровнями психического функционирования:

1) Сознание. Фрейд не дает ему точного определения – но, говорит он, мы обычно представляем, что такое сознание: это понятие включает то, что мы постоянно осознаем.

2) Бессознательное. Выступает как предпосылка любой психической активности.  В числе главных признаков, характеризующих систему бессознательного, Фрейд называет «отсутствие противоречия, первичный процесс (подвижность активной силы), течение вне времени и замена внешней реальности психической…»

3) Предсознательное. Это психические содержания, которые пока не осознаны, но в принципе могут быть осознаны индивидом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *