О психотерапии и психологах

Психоаналитическая теория сексуальности.

Опубликованные в 1905 г. Три очерка по теории сексуальности часто рассматривают как самую важную работу Фрейда после Толкования сновидений и его самое значительное произведение на тему сексуальности. В этом труде Фрейд открыто отвергает популярное мнение и характерные для того времени предрассудки о сексуальности: с одной стороны, он выводит понятие сексуальности за те узкие рамки, в которые оно было заключено общепринятым определением; с другой стороны, он относит возникновение сексуальности к раннему детству, т. е. к значительно более раннему периоду, чем было принято думать. Он показывает, что сексуальность возникает не в период полового созревания, а в самом раннем детстве и что она проходит этапы последовательного развития, чтобы достигнуть взрослой сексуальности. Кроме того, Фрейд показывает взаимосвязь между аномальными формами сексуальности и так называемой нормальной сексуальностью.

В данной работе Фрейд формулирует ряд взглядов на сексуальность, которых не было ранее и которые могли бы показаться скандальными и шокирующими. При этом он не описывает ничего такого, что невозможно было бы наблюдать в реальной обыденной жизни человека, начиная с самого рождения и заканчивая его взрослой сексуальной жизнью. Несмотря на это, данная работа надолго испортила отношения Фрейда с широкой аудиторией. С года ее появления и по сей день за Фрейдом следует шлейф убеждений о нем, как об извращенце, чрезмерно сосредоточенном на сексуальном контексте, что и сейчас отворачивает многих обывателей от его на самом деле гениальных трудов.

Работа разделена на три части: первая посвящена перверсиям, известным под названием сексуальных извращений, вторая – детской сексуальности, и третья – изменениям, происходящим в период полового созревания.

• ПЕРВЫЙ ОЧЕРК: СЕКСУАЛЬНЫЕ ИЗВРАЩЕНИЯ

В первом очерке Фрейд спорит с действовавшими в то время мнениями, гласящими, что большинство сексуальных перверсий являются врожденными дефектами, физиологическими изьянами и тяжелой патологией. Фрейд же предлагает рассматривать происхождение сексуальных вариаций в ходе процесса психосексуального развития, на различных стадиях которого большинство перверсий являются нормативными проявлениями инфантильной сексуальности. Используя понятия «влечение» и «объект», Фрейд различает разные виды перверсий: он выделяет «сексуальные отклонения в отношении к сексуальному объекту», т. е. в отношении лица, вызывающего сексуальное влечение, и «отклонения в отношении к сексуальной цели», т. е. в отношении акта, к которому толкает влечение.

В формате отклонений в выборе сексуального объекта, Фрейд рассматривает различные формы гомосексуальности, а также педофилию и зоофилию. Он оспаривает здесь идею того, что данные отклонения являются врожденными. И тогда необходимо рассмотреть, какие факторы оказывают влияние на формирование подобных искажений. Здесь Фрейд первым постулирует идею о том, что психика человека в процессе своего развития проходит этапы так гомо- так и гетеросексуальных влечений, и результат будет зависеть от того, какие влечения в итоге останутся активными во взрослой жизни. На этот результат оказывает непосредственное влияние более или менее благополучный ход развития ребенка.

• Частичные влечения

Здесь Фрейд исследует процесс формирования отклонения в выборе сексуальной цели, для чего используется понятие частичных влечений. При этом источником частичных влечений является сексуальное возбуждение эрогенной зоны, таким образом, в основе перверсий лежит преобладание частичного влечения, коренящегося в детстве. В процессе психосексуального развития именно частичные влечения функционируют на большей части развития психики. Таким образом остановка на том или ином периоде развития приводит к фиксации влечений в частичном виде. Среди разных форм перверсий, связанных с частичными влечениями, одни используют в целях сексуального удовлетворения части тела или фетиши, замещающие те части тела, которые естественным образом предназначены для сексуального слияния. Другие формы перверсий состоят в фиксации на предварительных сексуальных целях, таких как эротические практики, связанные с оральной зоной, прикосновение, разглядывание, а также садизм и мазохизм. В этих случаях, уточняет Фрейд, «тенденция останавливаться на предварительных актах и превращать их в новые сексуальные цели может заменить нормальные цели». Нормаьной целью с точки зрения Фрейда является полноценный генитальный половой акт, а все иное – лишь предварительный процесс, который ведет к основному. Таким образом – перверсией является замена полноценного влечения частичным.

• Перверсия, невроз и нормальность

Формула Фрейда гласит: «Невроз – негатив перверсии». Это означает, что действия, которые перверты совершают в реальной жизни, невротики представляют в своих фантазиях и сновидениях. Также Фрейд рассуждает, что предрасположенность к перверсиям не является чем-то из ряда вон выходящим, она связана с нормальным развитийным процессом психики и тела: «Эта конституция, содержащая зачатки всех отклонений, может быть выявлена только у ребенка, хотя все эти влечения могут проявляться у него очень слабо».

• ВТОРОЙ ОЧЕРК: ДЕТСКАЯ СЕКСУАЛЬНОСТЬ

Во втором очерке Фрейд подвергает сомнению ведущую идею того времени, что у ребенка сексуальность отсутствует полностью и появляется только в подростковом возрасте. Он обьясняет это таким явлением, как детская амнезия, которая знакома нам всем, и заключается в том, что абсолютное большинство людей не помнят свои первые годы жизни. Для Фрейда амнезия является следствием вытеснения: как истерик вытесняет сексуальные импульсы, связанные с соблазнением, так и взрослый стремится изгнать из сознания начало своей детской сексуальной жизни. Амнезия происходит по причине столкновения психики ребенка с запретом на инцест, что приводит к вытеснению большого объёма опыта из его памяти, поскольку до определенного возраста сексуальность ребенка направлена либо на себя самого, либо на родительские фигуры.

Сексуальность у детей становится заметной в возрасте трех лет, но ее проявления сталкиваются с ограничениями реальности, такими как воспитание и мораль родителей, и с внутренними препятствиями, такими как отвращение и стыдливость, причем последние являются выражением вытеснения. Также он описывает, что во время латентного периода сексуальность начинает сублимироваться, и энергия направляется на другие виды деятельности, такие как обучение и социализация.

• Проявления детской сексуальности

Фрейд рассматривает проявления детской сексуальности в непосредственной связи с теми частями тела, которые являются концентратом удовольствия на каждом этапе развития – оральной, анальной и фаллической фазе. При этом на данных фазах сексуальное влечение обслуживает потребность в выживании, а не в размножении, и сексуальная активность ребенка никаким образом не связана с процессом коитуса или размножения. По мнению Фрейда, эрогенная способность может закрепиться за любой областью тела, которая в этом случае будет обладать такой же возбудимостью, что и гениталии.

Отсюда следует, что сексуальные влечения в детстве носят аутоэротический характер, то есть направлены на стремление к получению удовольствия от собственного тела. Эти наблюдения привели Фрейда к выделению трех фаз детской мастурбации: первая – онанизм младенца во время кормления, вторая характерна для возраста трех – четырех лет, третья – подростковый онанизм, долгое время эта форма оставалась единственной, чье существование признавали.

• Полиморфно-перверсивная предрасположенность

В данной работе автор вводит такое понятие, как полиморфно– перверсивная предрасположенность. Это означает, что зоны тела ребенка могут в разные периоды жизни быть крайне восприимчивы к возбуждению и сосредотачивают на себе самый быстрый способ получения ребенком удовлетворения. Что касается термина полиморфный, он подчеркивает большое разнообразие эрогенных зон, которые могут преждевременно пробудиться для сексуального возбуждения. Данный термин позволил Фрейду дать пояснение тому, что взрослая перверсия происходит от составляющей детской сексуальности, которая зафиксировалась на ранней стадии психосексуального развития.


• ТРЕТИЙ ОЧЕРК: МЕТАМОРФОЗЫ ПУБЕРТАТНОГО ПЕРИОДА

Фрейд противопоставляет детскую сексуальность, которую он определяет как аутоэротическую, и сексуальность в пубертате, которая направляется на внешний обьект. Инфантильная сексуальность не имеет другого объекта, кроме собственного тела, в то время как постпубертатная сексуальность должна быть основана на выборе объекта, т. е. на любимом и желанном человеке, поскольку индивид достиг физической и психической зрелости.

При этом в данной работе Фрейд описывает отношение к частичному объекту и отношение к целостному объекту. Примером частичного объекта выступает материнская грудь, которую младенец воспринимает, как отдельный объект. Фрейд также описывает, что когда ребенок отказывается от груди, как от частичного объекта, он получает возможность приобрести мать как целостный объект: по Фрейду, этот переход осуществляется «тогда, когда у ребенка появилась возможность получить общее представление о лице, которому принадлежит доставляющий ему удовлетворение орган».

Подведем итог общего психосексуального развития ребенка: сексуальное влечение догенитальной природы направляется на частичные объекты и в ходе развития достигает синтеза либидинальных и аффективных влечений в выборе объекта любви. Таким образом ребенку предстоит большой путь до обьектных отношений, на котором может происходить травматизация, фиксация, нарушения развития. Понимая, что детская сексуальность играет решающую роль в нормальном и патологическом развитии личности, мы приходим к выводу: «Все патологические трудности сексуальной жизни могут быть с полным правом определены как торможение в развитии».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *