Личность,  Общество и социальные проблемы

Готовьте детей к трудностям смолоду. Жизнь – штука тяжелая.

«Глубоко убежден, что детей надо готовить к трудностям смолоду. Ведь лёгкой жизни им никто не гарантирует.»

Это комментарий из очередного обсуждения на тему прекрасного советского воспитания, где дети пахали наравне со взрослыми по дому, никто им не помогал, не хвалил и уроки с ними не делал, ремня они получали за дело, а резиночки и классики во дворе были великим счастьем. 

Такое правильное воспитание, что обзавидуешься, ага…. 

И ведь какие намерения были хорошие. Приучить к ответственности с малых лет! Воспитать уважение к труду, к старшим, вообще ко всем окружающим (кроме себя  самого, конечно же)! Подготовить ко взрослой жизни, которая опасна и трудна! Быть сильным, не ныть и не жаловаться по пустякам! 

Прекрасное поколение выросло: 

  • этих людей бесит, когда кто-то получает право на страдание и утешение, которого они не имели сами. 
  • эти люди не имеют права на слабость и просьбу о помощи (и другим нечего сопли распускать!!!)
  • каждый сам за себя, ни на кого не рассчитывают, никто не придёт. 
  • потребности и радости в жизни для них ерунда, главное – делать то, что НАДО. 
  • любовь для этих людей это «накормили тебя, одели, обули, чего тебе ещё может быть нужно?»
  • чувства не важны, как свои так и чужие.
  • физическое насилие для них норма в любых видах.
  • нести ответственность за свои действия как родители эти люди неспособны. 
  • используют родительство как индульгенцию на полную безнаказанность под соусом «все родители- святые люди». Родил ребёнка – все, теперь свою дурость с ним можно реализовывать безгранично. 
  • огромное количество алкоголиков и суицидентов среди этого поколения. 
  • трудоголизм это предмет гордости.
  • очень мало кто способен адаптироваться к изменениям и быть гибким.
  • мало кто может самоорганизовываться без руководства сверху. 
  • низкий уровень развития мышления и познавательной активности.
  • хамство и неуважение к людям в порядке вещей. 
  • страх перед всем новым и незнакомым.
  • детство, похоже, единственное радостное время в их жизни (ну потому, что прошлое легко идеализировать)

Ну и много чего ещё интересного…. Высокое воспитание.

Получается ведь что? Такая популярная идея, что чем больше трудностей у ребёнка, тем больше он готов ко взрослой жизни – не работает. Причём работает как раз в обратную сторону. Тяжёлое детство ещё никому не помогло во взрослой жизни. А почему? 

Одной из важных «фишек» воспитания в советском пространстве считалось преодоление. Преодоление ставят рядом с адаптацией, стрессоустойчивостью, мотивацией и волей. Хотя преодоление — это скорее путь к развитию мотивации, воли и стрессоустойчивости. На самом деле то, что в нашем обществе называют волей и преодолением – скорее является посттравматическим расстройством, чем положительным качеством характера. 

Например, люди, выросшие в военное и послевоенное время, отличаются тем, что они продолжают жить в ожидании войны. Хотя она уже давно закончилась. Они неспособны наслаждаться мирной жизнью в полной мере, а продолжают находиться в страхе и напряжении. Как они воспитывали своих детей? Так, как будто завтра снова начнётся война. Школьников учили собирать автомат Калашникова и гордиться этим, любое выражение страданий нещадно порицалось, учили есть что дают и сколько дают, создавали детям непосильные возрасту проблемы и заставляли их преодолевать. Самое удивительное, что ожидание страданий затянулось аж на три поколения и живет до сих пор.

Но постепенно появляется поток иных мнений, других правил воспитания, вокруг говорят об эмпатии, любви и заботе, принятии и понимании. 

И что, спрашивает родитель, теперь как воспитывать? Создавать для него комфортные тепличные условия? Но жизнь не будет милосердна, и он просто не выживет в условиях жесткой конкуренции! Хорошо, что пока папа и мама рядом, а что будет потом? Нет, лучше пусть учится сейчас.

Но одним из признаков успешной адаптации является способность человека выйти из травмирующей, бессмысленной или просто некомфортной ситуации без объяснения причин. Просто заметить своё страдание и прекратить его, если в этом страдании нет никакого смысла.

Терпеть унижение и хамство учителя — не преодоление. Находиться в хроническом страхе — это не преодоление, мало спать и плохо есть — не преодоление. Испытывать постоянное чувство неудачи — не преодоление. Считать такие здоровые чувства как страх, усталость, горе, боль слабостью – не преодоление. Считать нормальной жизнь в постоянном стрессе, тревоге, напряжении – это не преодоление. 

Все это называется одним простым словом – саморазрушение. 

Это все о том, как убить мотивацию к развитию на многие годы вперед, гарантированно. Как уничтожить способность адаптироваться и искать для себя хорошие условия. Но меня мучает вопрос, почему все же для многих родителей так страшно забрать ребенка из дискомфортных для него условий? Почему они верят в то, что единственный способ вырастить устойчивого, мотивированного и сильного ребенка — сделать ему очень плохо? 

Наша психика работает так, что ей необходимы циклы напряжения и расслабления. Мы пережили стресс – дальше нам требуется время на утешение, отреагирование эмоций, восстановление. И только тогда мы способны двигаться дальше. Если же ребёнок вырос в хроническом напряжении, не испытывал поддержки, эмпатического разделения своих переживаний, никто не интересовался его потребностями – он будет способен находиться только в напряжении и это будет для него единственным нормативным состоянием. И это не имеет никакого отношения к стрессоустойчивости, которой так любят размахивать любители хронического напряжения. 

Итоги просты – трудоголизм, алкоголизм, психосоматические болезни, депрессия, эмоциональная глухота, неспособность заботиться о себе, запрет на чувства. Снижается порог возбудимости: даже легкие стрессовые ситуации человек с тяжелым детством переживает сильнее. Часто таким людям труднее контролировать свои эмоции — это ставит их в один ряд с теми, кто страдает депрессией, тревожными и посттравматическими расстройствами.

Трудности бывают двух сортов, дурные и умные. Умные трудности вытекают из естественного хода жизни, и решать их нужно понимая, что именно мы имеем, и что в результате хотим получить. Такие трудности – это наша объективная реальность и для тренировки воли, умений, характера они просто необходимы. Кроме того, трудность такого типа, с которой удалось грамотно разобраться тут же из врага становится другом и помощником. На всю оставшуюся жизнь.

А еще есть дурные трудности. Их люди сами себе создают. А потом “героически” преодолевают. Но на месте одной тут же возникает парочка новых. И так далее. До бесконечности. Война с такими трудностями – дело совсем дохлое, так как “борец” фактически воюет только сам с собой. Однако, в эту сомнительную деятельность, как в чёрную дыру уходит без счета времени, денег и нервов. А результат, как линия горизонта, вроде бы ясно виден, но … не добежишь. 

Люди, выросшие под эгидой «подготовки а тяжёлой жизни» к сожалению не способны отличить одни трудности от других. И в их жизни очень мало счастья и удовольствия. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *